Пьер безухов в романе "Война и мир"
Образом Пьера Безухова
в своём романе Толстой представлял лучшую,
наиболее передовую часть дворянской молодёжи
эпохи. Её объединяет основное: стремление
сделать свою жизнь осмысленной, полезной и
нужной Родине, оправдать высокое назначение
жизни.
Своего героя автор нарисовал
как милого, добродушного увольня, неуклюжего и
неловкого с робкой, но естественной манерой
держаться. В доброй, открытой улыбке, озаряющей
лицо Пьера, светится его красота и чистота
внутреннего мира, подкупающее превосходство
естественных, здоровых и добрых начал его натуры.
С приездом в Петербург из-за границы Пьер сразу
же оказался вовлечённым в светскую жизнь
"золотой молодёжи". Но очень скоро эта среда
становится для Пьера лишним бременем. От этой
жизни и от грубейшей ошибки, которую Пьер
совершил, женившись на Элен, в душе Пьера
появляется ощущение бессмысленности.
В отличие от всех окружающих
Пьер задумывается над известными вопросами: для
чего дана человеку жизнь, в чём её истинный смысл
и назначение, как нужно жить, как нужно жить,
чтобы остаться честным с самим собой.
Ответы на эти вопросы он ищет в
книгах, в беседах с различными людьми. В
мучительных намёках ответа на эти вопросы Пьер
проходит различные этапы. Он вступает в
масонское общество, привлечённый его
возвышенными принципами - религиозными
заповедями нравственного обновления человека.
Однако эти заповеди, благородные по своему
звучанию,но совершенно оторванные от
действительности, не разрешают его тревожных
сомнений. Со многими масонами Пьер встречается в
свете и видит, что они по своему образу жизни
ничем не отличаются от немасонов.
Пьер - это натура здоровая,
честная, человек с чуткой совестью и покоряющей
природной деликатностью души. Его отличает
безукорузненная нравственная чистота,
благородство духовных стремлений, исканий,
горячий патриотизм, которые были присущи в то
время передовой дворянской молодёжи.
Пьер близок к народу. Это
сближение он чувствует побывав в плену, увидев
пожар Москвы, картины массовых человеческих
страданий, так же как и страдания испытанные им
лично. Сближение с солдатской массой, жизнь в
походных палатках, присутствие в разгар сражения
на батарее Раевского открывают Пьеру в в простых
русских солдатах величие подвига, покоряющего
его объективным значением, чистыми, светлыми
побуждениями, которые вдохновляют людей на этот
подвиг. Все солдаты, которые были вокруг Пьера
слились в величественный образ народа, перед
которым он благоговенно склонил голову.
У Пьера тяготение к народу
принимает своеобразный характер. Путь к народу
представляется ему в отвлечённом, нравственном
плане. Путь этот был нелёгким. Чтобы прийти к
истине, надо было сначала освободиться от
ложного пути. Жизненный путь Пьера - это путь
разрыва с миром "светской черни" и
постепенного сближения с простым народом, в
среде которого ему откроется свет истины и добра,
его цель нравственных и духовных устранений. Это
трудный путь исканй, путь тяжёлых лишений, идуших
через войну, плен, моральные и физические
страдания.
Личность Пьера является редким
сочетанием. Натура широкая, непосредственная в
своих чувствах, легко отдающаяся во власть
настроения. Одарённый, с беспокойно мечущимся
умом, способный к глубокому анализу, Пьер ищет
своё место в жизни.